ВФ МГИУ
КОНСУЛЬТАЦИИ О ПОСТУПЛЕНИИ

История психологии управления в России

На новую машину заработать можно без усилий! Незабываемый мир - вулкан удачи на доллары!

История  психологии управления в России       
    До сих пор мы рассматривали преимущественной развитие социально-психологических идей в зарубежной социальной психологии. Теперь обратимся к рас-смотрению становления социальной психологии в Рос¬сии.
В дореволюционной России социальной психологии как самостоятельной дисцип-лины не существовало. Рос¬сийская же психология являлась частью мировой на¬уки и по уровню своего развития занимала третье мес¬то в мире после США и Германии.
Социально-психологическая проблематика разраба¬тывалась во всем комплексе общественных наук. Зна¬ния о поведении личности в группе, групповых про¬цессах накап-ливались в военной практике, в юриспру¬денции и медицине в изучении национальных особен¬ностей.
Существенное влияние на развитие социально-психологических идей в дореволю-ционный период ока¬зали представители общественных наук. Прежде все¬го — социологи.
Наиболее разработанная социально-психологическая концепция содержится в тру-дах Николая Константи¬новича Михайловского. Н. К. Михайловский (1842-1904), один из основателей социологии в России. Ока¬зал большое влияние на развитие науки, образова-ния, литературы, журналистики. Н. К. Михайловскому при¬надлежит разработка психоло-гии массовых социальных движений, одной из разновидностей которой является револю-ционное движение. Согласно его взглядам действующими силами социального развития являются ге¬рои и толпа.                                                                 
«Героем мы будем называть человека, увлекающего своим примером массу на хо-рошее или дурное, благородное или подлейшее, разумное или бессмысленное дело. Тол-пой будем называть массу, способную увлекаться примером...» . Согласно взглядам Н.К. Михайловского, герой аккумулирует разрозненные, функционирующие в толпе чувства, настроения, мысли. Герой должен учитывать общественное настроение массы, чтобы она шла за ним.
Исследуя проблему общения между героем и толпой, Н.К. Михайловский в качест-ве механизмов обще¬нии выделяет: подражание, заражение, внушение, противопостави-мость.
В правоведении социально-психологическая проблематика представлена в трудах Л.И. Петражицкого. Л.И. Петражицкий является одним из основателей субъективной школы в правоведении. Согласно его взглядам психология является фундаментальной нау¬кой и основой для всех общественных наук. Реально существуют только психические явления, а социаль¬но исторические образования представляют собой их проекции. Разви-тие права, морали, этики, эстетики является продуктом народной психики. Как правоведа. Л.И. Петражицкого интересовал вопрос о мотивах Человеческих поступков, о социальных нормах поведе¬ния. Истинным мотивом поведения человека он счи¬тан - эмоции.
    Существенный вклад в развитие социально-психологических идей внес Александр Афанасьевич Потебня (1835 — 1891). Он разрабатывал вопросы теории фольклора, этно-графии, языкознания. Согласно мнению А.А. Потебни главным признаком любого этноса обусловливающего существование народа, являете язык. Согласно точки зрения А.А. По-тебни язык и является средством обозначения уже готовой мысли, если бы он имел такую функцию, было бы неважна какой язык использовать, все они были бы легко взаимозаме-няемы.
Но этого не происходит, потому что функция языка не обозначение уже готовой мысли, а сотворение ее через преобразование первоначальных до язычных элементов. При этом представители разных народов посредством национальных языков формируют мысль своим, отличным от других народов способом.
Развивая свои положения, А.А. Потебня пришел ряду важных заключений:
•   утрата народом своего языка, равносильна его денационализации;
•  представители разных национальностей не всегда могут достигнуть адекватного взаимопонимания, так как существуют специфические oco6eнности и механизмы межэт-нического общения которые должны учитывать мышление всех сторон общающихся лю-дей;                
•  культура и образование развивают и закрепляю этноспецифические характери-стики представителей тех или иных народов, а не нивелируют их.
Дальнейшее развитие идеи А.А. Потебни получили в трудах его ученика и после-дователя Дмитрия Николаевича Овсянико-Куликовского (1853—1920).     
Особое место в предреволюционный период развития социально-психологических идей в России занимает Владимир Михайлович Бехтерев (1857—19271).
Ему принадлежит целый ряд работ, которые по своему и (держанию являются со-циально-психологическими. А именно: «Личность и условия ее развития» (1905),  «Пред-мет и задачи общественной психологии как объективной науки» (1911). В 1921 году вы-шла фундамен¬тальная работа В.М. Бехтерева «Коллективная рефлеклексология». Данная работа может рассматриваться как мерный учебник по социальной психологии в России.
«Коллективная рефлексология» явилась продолже¬нием общепсихологических идей В.М. Бехтерева — реф¬лексологии. Рефлексология исходила из того, что нет ни одного процесса мысли, который не выражался бы теми или иными объективными проявлениями. Реф¬лексология стремилась использовать объективные ме¬тоды для научных выводов.
    Принципы рефлексологии, используемые для объяс¬нения особенностей индивиду-альной психологии, рас¬пространялись и на понимание коллективной психо¬логии. В.М. Бехтереву принадлежит развернутое опре¬деление предмета социальной психологии. Та-ким пред¬метом является: «Изучение психологической деятельности собраний, сборищ, составляемых из массы лиц, проявляющих свою нервно — психическую деятельность тис целое. Благодаря общению людей на митинге или в правительственном собрании — везде проявляется общее настроение, соборное умственное творчество и коллективные действия многих лиц, связанных друг с другом теми или другими условиями» . В.М. Бехтерев выделил системообразующие признаки коллектива: об¬щность интересов и задач, побуждающих коллектив к единству действий.


новости