ВФ МГИУ
КОНСУЛЬТАЦИИ О ПОСТУПЛЕНИИ

Идеи Льва Наумовича Войтоловского

Идеи Льва Наумовича Войтоловского
    Идеи Льва Наумовича Войтоловского (1876—1941) относительно развития соци-альной психологии лежали вне непосредственной полемики с Г.И. Челпановым. Л.Н. Войтоловский считал, что предметом коллективной психологии (так называли в то время социальную психологию) должна являться психология масс. Он рассмотрел ряд психологических механизмов, которые, реализуясь в толпе, обеспечивают особый тип эмоционального напряжения, возникающего между участниками массового действия. Методом исследования психологии масс — анализ отчетов непосредственных участников и наблюдение свидетелей.                          
Особое значение для отечественной социальной психологии имели работы Льва Семеновича Выготского (1896—1934). Ему принадлежит создание культурно-исторической теории развития психики. Культура - создает особые формы поведения, ви-доизменяет деятельность психической функции. Л.С. Выготский доказал, что высшие психические функции (произволь¬ное внимание, память, абстрактно-логическое мышле-ние, воля) являются социально-обусловленными. Их нельзя понять как функцию мозга, для понимания их природы необходимо выйти за пределы организма и мекать причины их развития в жизни общества.
Между тем развитие психологии в Советской России приобретало драматический характер. По словам A.M. Петровского «В условиях тоталитарного режима культивирова-лась версия об «особом пути» марксистс¬кой психологии как единственно верной отрасли зна¬ния» . Если первоначально партийная борьба шла с тем и, кто был против большеви-ков, и «жизни психологической науки, казалось, еще ничего не грозило» (там же), то, на-чиная с 1929 года, ситуация меняется. Первая волна репрессий ударила по психологии с сере¬дины 30-х годов. Это было связано с постановлением ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в систе¬ме наркомпросов». Педология — наука о ребенке, была объявлена антимарксистской и буржуазной наукой о детях. Это постановление закрыло не только педоло¬гию, но отразилось и на судьбе социальной психоло¬гии. Труды Л.С. Выготского, П.П. Блонского и других ученых, кто занимался педологическими исследованиями, участвовал в дискуссиях о развитии социальной психологии, оказались под запретом на долгие годы. Социальная психология получила статус «одной из ветвей буржуазной психологии,... которая подменяет исторический анализ общественных явлений их психологическим объяснением» . Отчасти причиной такого эпитета явилось то, что на Западе социальная психа логия продолжала развиваться вне марксистской традиции. С другой стороны, тоталитарному государству была нужна лишь такая наука, которая отказывалась от анализа психологии человека, чтобы не привлекай внимание к реальному состоянию дел в общественной жизни.
Социальная психология прекратила существование в самом начале своего станов-ления. Нельзя сказать, что в последующие годы развитие социально-психологических идей в стране полностью прекратилось. Основным источником и областью применения социальной психологии становятся педагогические исследования. В частности, исследо-вания педагога и писателя Анто¬на Семеновича Макаренко (1888—1939).
А.С. Макаренко была разработана концепция формирования личности в коллекти-ве. Он исследовал мотивационную сферу личности, механизмы формирования ее общест-венно ценных качеств. Основную роль отводил формированию потребностей коллективиста «Нравственно оправданная потребность — это есть по¬требность коллективиста, то есть человека, связанного со своим коллективом единой целью движения, един¬ством борьбы, живым и несомненным ощущением сво¬его долга перед обществом» .
    А.С. Макаренко принадлежит одно из определений коллектива, которое стало от-правным для разработки социально-психологической проблематики в последу¬ющие деся-тилетия. Коллектив, согласно А.С. Макаренко, -  это целеустремленный комплекс лично-стей, организованных и обладающих органами управления. Это контактная совокупность, основанная на социалисти¬ческом принципе объединения. Основными признака¬ми коллектива являются: наличие общих целей, служащих на благо общества; совместная деятельность — направленная на достижение этих целей; определен¬ная структура — наличие органов, координирующих деятельность коллектива и представляющих его интересы. В своем развитии коллектив проходит путь от диктаторского требования организатора до свободного требования каждой личности от себя на фоне требова¬ний коллектива.


новости