ВФ МГИУ
КОНСУЛЬТАЦИИ О ПОСТУПЛЕНИИ

Каково своеобразие метода самостоятельной работы в процессе обучения?

Каково своеобразие метода самостоятельной работы в процессе обучения?
Самостоятельная работа — важный метод обучения, предполагающий ин­дивидуальную активность самих обучаемых при закреплении полученных зна­ний, навыков, умений и при подготовке к занятиям.
Различают следующие виды самостоятельной работы:
•   работа с печатными источниками;
•   самостоятельный поиск;
•   самостоятельный просмотр (прослушивание) теле- (радио-) пере­дач.
Работа с печатными источниками обычно охватывает большое ко­личество времени школьников. Главное ее достоинство — возможность для ученика многократно обрабатывать учебную информацию в до­ступном для него темпе и в удобное время.
Методика работы над учебником сложна, но вполне посильна каж­дому обучающемуся.
Содержание ее включает в себя следующее. Во-первых, ознакоми­тельное чтение учебника или его раздела в сравнительно быстром темпе с целью получить общее представление о их содержании; выделение материала, непосредственно относящегося к интересующему вопросу и требующего особо внимательного изучения. Во-вторых, повторное, сравнительно медленное чтение с расчленением текста на смысло­вые части, выделением основных положений, аргументации автора, изучением схем, таблиц, чертежей. Выполнением этого этапа работы осуществляется анализ основных понятий, положений, идей работы, их обобщение и выводы, позволяющие дать правильный отчет, чему научил учебник или его раздел. В-третьих, конспектирование изучае­мого текста с тем, чтобы зафиксировать основные положения, более глубоко и прочно их уяснить и закрепить в памяти.
Текст книги можно считать изученным, если обучаемый может вос­произвести основные ее положения и найти им практическое приме­нение.
Самостоятельный поиск представляет собой вид самостоятельной работы, который позволяет учителю, опираясь на имеющийся у детей багаж знаний, умений и навыков, на их индивидуальные способности, ставить перед ними творческую поисковую задачу, консультировать их деятельность, оценивать и использовать в учебном процессе ее ре­зультаты.
Педагогическая функция поисковых заданий и проектов — в инди­видуализации обучения, расширении объема знаний в условиях диф­ференциации и профильного обучения по продвинутым программам. Такие задания вводят школьников в проблемы рационализации тру­да, исследовательских творческих, методов познания. Они применя­ются в процессе изучения любого предмета, особенно по профильным дисциплинам, на факультативных и кружковых занятиях. Учащиеся составляют отчеты о длительных наблюдениях за развитием растений, жизнью животных, природными явлениями; пишут обзоры научно-популярной литературы, сочинения на свободную тему, доклады по новому осмыслению исторических событий или литературно-крити­ческим источникам; разрабатывают схемы действия приборов, стан­ков, машин, внося предложения по совершенствованию технологичес­ких процессов.
Обучающий результат самостоятельного поиска проявляется в при­ращении новых знаний, расширяющих общий и профильный круго­зор школьников, в овладении ими первичными исследовательскими
навыками.
Самостоятельный просмотр и прослушивание учащимися теле-(радио-) передач также весьма эффективны, если учитель организует и контролирует этот процесс. Обучающая и воспитывающая функ­ция этого метода обусловливается высокой эффективностью воздейст­вия наглядных образов. Информация, представленная в наглядной фор­ме, наиболее доступна для восприятия, усваивается легче и быстрее.
Новый текст


новости