ВФ МГИУ
КОНСУЛЬТАЦИИ О ПОСТУПЛЕНИИ

Репродуктовные и продуктивные методы обучения, применяемые в преподавании экономических дисциплин

1. Репродуктивные методы. Для приобретения знаний и умений процесс обучения организуется как неоднократное воспроизведение сообщенных им знаний и показанных способов деятельности. Педагог дает задания, а учащийся их выполняет. Главным признаком репродуктивного метода является воспроизведение и повторение способа деятельности по образцу. Преподаватель пользуется устным и печатным словом, наглядностью разного вида, а обучаемые выполняют задания, имея готовый образец.
При изложении учебного материала в основном используются лекции. Лекция выступает в качестве ведущего звена всего курса обучения и представляет собой способ изложения объемного теоретического материала, обеспечивающий целостность и законченность его восприятия студентами. Однако традиционная вузовская лекция имеет ряд недостатков:
-     лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление обучающихся;
-     часть слушателей успевает только механически записать слова лектора, но не осмыслить, что противоречит принципу индивидуализации обучения.
Однако опыт обучения в высшей школе показывает, что отказ от лекции снижает научный уровень подготовки обучающихся, нарушает системность и равномерность их работы в течение семестра [1].
Репродуктивные методы обогащают учащихся знаниями, умениями, навыками, формируют у них основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и т.д.), но не гарантируют развития творческих способностей. В определенной степени остроту названных противоречий снимает возможность применения в учебном процессе нетрадиционных видов обучения  (т. е. продуктивных методов).
2. Продуктивные методы обучения.
В преподавании экономических дисциплин наиболее эффективным методом обучения является именно продуктивное (проблемное) обучение, поскольку в экономике России остаются нерешенными многие задачи. Умение решать проблемы является важнейшей ключевой компетенцией, необходимой человеку в любой сфере его деятельности и повседневной жизни. Если обучающиеся овладеют умениями решать проблемы, их ценность для организаций, где они будут работать, многократно возрастет, кроме того, они приобретут компетенцию, которая пригодится им в течение всей жизни.
В ходе решения проблемы обучающиеся углубляют свои знания по конкретному вопросу, развивают умения решать проблемы, применяя принципы и процедуры (теорию), развивают социальные и коммуникативные навыки.
Условием применения продуктивных методов является наличие проблемы. Проблемная ситуация – это психическое состояние интеллектуального затруднения. Главная задача преподавателя – создать потребность в приобретении новых знаний или поиске новых способов действий.
Для создания проблемной ситуации необходимы следующие условия:
а) наличие оптимально трудной проблемы, значимость результата разрешения проблемы, наличие у студентов познавательной потребности и познавательной активности.
Можно отметить следующие достоинства проблемного обучения:
– проблемное обучение учит мыслить самостоятельно,логично, научно, творчески;
– проблемное обучение учит му творческому поиску нужных знаний, учит преодолевать встречающиеся затруднения;
– проблемное обучение делает учебный материал более доказательным, а усвоение его более основательным и прочным;
– проблемное обучение вызывает положительное эмоциональное отношение к учению, а также формирует и развивает познавательные интересы, формирует творческую личность.
Однако есть несколько веских доводов, ограничивающих применение  проблемного обучения:
– продуктивные методы не являются универсальными. Не всякая учебная информация содержит в себе противоречие и представляет собой учебную проблему. При подаче такого материала используются репродуктивные методы;
– создать проблемную ситуацию на полном незнании невозможно. Чтобы вызвать познавательный интерес, нужно, чтобы студенты имели некоторый запас знаний, а значит нужно примененить репродуктивные методы.
– при формировании умений и навыков, где воспроизведение, подражание имеют очень большое значение, продуктивные методы уступают репродуктивным по эффективности,
– по сравнению с репродуктивными продуктивные методы требуют значительно больших затрат времени на изучение учебного материала;
– продуктивные методы для успешного применения требуют высокой педагогической квалификации преподавателя и больших затрат педагогического труда как на этапе подготовки, так и при проведении проблемного занятия [3].
Таким образом, в процессе преподавания экономики используются и продуктивные, и репродуктивные методы.


новости