ВФ МГИУ
КОНСУЛЬТАЦИИ О ПОСТУПЛЕНИИ

Методы интерактивного обучения: метод деловой игры, тренинг, "кейс-метод"

Метод деловой игры первоначально появился не в системе образования, а в практической сфере управления. Сейчас деловые игры применяются в самых различных областях практики: в исследовательской работе, в процессе проектных разработок, при коллективной выработке решений в реальных производственных ситуациях, а также в военном деле.
Суть метода деловой игры как метода обучения заключается в учебном моделировании ситуаций той деятельности, которой предстоит обучить учащихся, чтобы на моделях, а не на реальных объектах учить будущих специалистов выполнять соответствующие профессиональные функции. Например, при преподавании экономики в педагогическом вузе можно разыгрывать ситуации: «урок», «работа с отстающими», «разбор ошибок» и т. д. Такая деловая игра заранее планируется (составление сценария, распределение ролей, выбор ситуаций и т. д.) и проводится на практическом занятии.
Тренинг – это один из сравнительно новых методов интерактивного обучения. Тренинг напоминает метод деловой игры, где тоже сильна ответственная зависимость участников игры друг от друга. Различие же методов обучения в том, что игровая ситуация служит обучению практическому применению теории (по принципу «дело на основе теории»), а тренинг – практическому обучению самой теории («теория из живой практики») [2].
Другим эффективным методом можно назвать кейс-метод. Он  стал применяться еще в начале ХХ века в области права и медицины. Ведущая роль в распространении этого приема обучения принадлежит Гарварду. Это метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. Кейсы, подготовленные обычно в письменной форме и составленные исходя из реальных фактов, читаются, изучаются и обсуждаются студентами. Кейсы составляют основу беседы аудитории под руководством преподавателя.
Однако  проблематично использование «кейсов» и в курсе экономической теории для анализа макроэкономических проблем (занятие может вылиться в аудиторную митинговую дискуссию). Однако эта методика окажется весьма полезной при рассмотрении, например, проблем микроэкономики.
В организацию обучения экономике должна быть заложена известная педагогическая концепция Д.Дьюи («создать условия, вследствие которых обучаемые не смогут не научиться») [4].
В практике преподавания экономики активные методы, скорее всего, будут выступать не в «чистом виде», не самостоятельно, а их элементы будут включены в разных долях в разные формы занятий: в методику лекции, то в методику семинара или практических занятий.


новости