ВФ МГИУ
КОНСУЛЬТАЦИИ О ПОСТУПЛЕНИИ

В чем состоит специфика метода упражнения в обучении?

В чем состоит специфика метода упражнения в обучении?
Упражнение — метод обучения, предполагающий многократное сознательное повторение умственных и практических действий с це­лью формирования, закрепления и совершенствования необходимых навыков и умений.
Систематическое упражнение — проверенный и надежный метод успешного и продуктивного труда. Его достоинство в том, что он обес­печивает эффективное формирование умений и навыков, а недоста­ток — в слабом выполнении побуждающей функции.
Функция метода упражнения заключается в том, чтобы трансфор­мировать часть знаний учащегося в навыки и умения, сформировать у него готовность к умелым практическим действиям, воспроизводящей и творческой активности в различных условиях. Диагностическое зна­чение упражнения заключается в том, что только глубокое понимание ребенком приобретенных знаний обеспечивает возможность овладе­ния прочными умениями и навыками.
Упражнения являются обязательной частью любого изучаемого деть­ми предмета, будь то чтение, арифметика, язык, труд, требующие уме­ния читать, считать, писать, говорить, решать задачи, совершать тру­довые операции.
Выполнению упражнений всегда предшествует прочное усвоение теоретического материала учащимися и тщательный инструктаж учи­теля. Это позволяет учащимся осуществлять систематическое поопе­рационное воспроизведение действий, необходимых для образования навыков мыслительных операций, с постепенным их усложнением, повышением уровня трудности, добавлением элементов индивидуаль­но-личностного творчества. Учитель показывает образцы творческого подхода к делу, после чего ребенок включается в целостное исполне­ние упражнения. В заключительной стадии работы учитель и учащиеся обсуждают и анализируют успехи, корректируют свою деятельность, вносят поправки.
Обучающий результат упражнений проявляется в вооружении сис­темой приемов, способов практического действия в интеллектуальной и физкультурной сферах. Развивающий эффект этого метода выража­ется в расширении возможностей творческого самовыражения дет­ской личности и формировании ее разнообразных способностей.
Систематическое выполнение упражнений укрепляет волю учащих­ся, воспитывает настойчивость, упорство, прилежание, самообладание. Упражнение в высшей степени всесторонне и объективно позволяет диагностировать состояние прочности знаний, глубины их понимания учащимися, поскольку от этого прямо зависит качество формируемых умений и навыков, возможность их творческого применения.
Упражнения разнообразны. В зависимости от преподаваемых пред­метов могут проводиться физические, специальные, комплексные уп­ражнения. В зависимости от характера и степени влияния на форми­рование навыка (умения) упражнения делятся на подготовительные или вводные (при первоначальной отработке навыка или его элементов), основные (отработка действия в целом), тренировки (устанавливающие уровень подготовки школьника и поддерживающие, совершенствую­щие этот уровень). Упражнения также могут быть коллективными и индивидуальными.
Новый текст


новости