Виды деятельности руководителя в профессиональном общении

 Руководителю по роду своей деятельности приходится не только отвечать на вопросы, но и просто много общаться с подчиненными. Он очень часто передает собеседникам в форме высказывания по тому или иному вопросу свои мысли. Например, это может быть:

6.     призыв к практическим действиям в поддержку того или иного начинания;

7.     информация о производственных процессах в связи с посещением предприятия какой-либо делегацией;

8.     торжественная речь перед сотрудниками по случаю соответствующего юбилея.

Разные виды выступлений тесно переплетены. Например, в информационной речи хотя и преобладает функция передачи знаний, это, однако, не исключает возможности использования в ней элементов призыва, свойственных побуждающей речи. В убеждающей речи не всегда можно обойтись без таких приемов, как обоснование, опровержение, доказательство. Наконец, в побуждающей речи нередко можно выявить отдельные эмоциональные средства изложения. Отсюда — задача руководителя найти оптимальное соотношение соответствующих приемов, методов и средств в зависимости от вида и направленности выступления перед сотрудниками.

Исходя из того, что информационная речь в основном имеет функцию передачи и обогащения знаний, руководитель, прежде всего, должен обращать внимание на рациональный, логический аспект.

В организации к информационной речи относятся следующие формы общения:

9.     отчет перед сотрудниками;

10.научно-популярный доклад;

11.лекция в рамках курсов повышения квалифи­кации;

12.сообщение о результатах научно-исследо­вательской работы в виде устного доклада перед коллективом специалистов и т.д.

Естественно, что при всех этих формах речи познавательный аспект стоит на переднем плане. При этом рациональное изложение материала перед членами трудового коллектива требует от руководителя как докладчика:

•      стремления пользоваться логически безупречной         аргументацией с доказательным воздействием на слушателей;

•      подробного     раскрытия причинно-следственных и условно следственных взаимосвязей;

•      умения следить за последовательностью изложения своих мыслей.

Цель убеждающей речи, с одной стороны, логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение, с другой — вызвать у слушателей те или иные чувства. Следовательно, в речах такого рода эмоциональный аспект нередко выходит на передний план. Вот почему здесь надо учитывать эмоциональную культуру слушателей, их восприимчивость.

READ  Закон расщепления смысла управленческой информации. Закон самосохранения. Закон компенсации. История развития теорий мотивации

В организации к убеждающей речи относятся следующие формы общения:

•      поздравительная речь;

•      торжественная речь;

•      напутственное слово.

Данная форма речи призвана вызывать у слушателей соответствующие чувства. Однако надо помнить, что эффект должен достигаться не путем эмоционального «перебора», то есть перенасыщенности передаваемой информации.

Для руководителя как для оратора в интересах обеспечения единства мысли и чувства важны следующие моменты:

•        при выражении радости, уважения, гордости, скорби и др. необходимо избегать излишней сентиментальности;

• манера изложения должна отвечать конкрет­ной ситуации, быть убедительной, но не навязчивой;

•        убедительность слова зависит от способностей психологически правильно «настроиться» на слушателей на основе их эмоционального отношения к предмету речи.

Голько таким образом можно создать творческую атмосферу и заставить сослуживцев размышлять о прошедшем, настоящем и будущем, что нередко необходимо в речевых ситуациях такого рода.

Вам может также понравиться...