Виды деятельности руководителя в профессиональном общении

 Руководителю по роду своей деятельности приходится не только отвечать на вопросы, но и просто много общаться с подчиненными. Он очень часто передает собеседникам в форме высказывания по тому или иному вопросу свои мысли. Например, это может быть:

6.     призыв к практическим действиям в поддержку того или иного начинания;

7.     информация о производственных процессах в связи с посещением предприятия какой-либо делегацией;

8.     торжественная речь перед сотрудниками по случаю соответствующего юбилея.

Разные виды выступлений тесно переплетены. Например, в информационной речи хотя и преобладает функция передачи знаний, это, однако, не исключает возможности использования в ней элементов призыва, свойственных побуждающей речи. В убеждающей речи не всегда можно обойтись без таких приемов, как обоснование, опровержение, доказательство. Наконец, в побуждающей речи нередко можно выявить отдельные эмоциональные средства изложения. Отсюда — задача руководителя найти оптимальное соотношение соответствующих приемов, методов и средств в зависимости от вида и направленности выступления перед сотрудниками.

Исходя из того, что информационная речь в основном имеет функцию передачи и обогащения знаний, руководитель, прежде всего, должен обращать внимание на рациональный, логический аспект.

В организации к информационной речи относятся следующие формы общения:

9.     отчет перед сотрудниками;

10.научно-популярный доклад;

11.лекция в рамках курсов повышения квалифи­кации;

12.сообщение о результатах научно-исследо­вательской работы в виде устного доклада перед коллективом специалистов и т.д.

Естественно, что при всех этих формах речи познавательный аспект стоит на переднем плане. При этом рациональное изложение материала перед членами трудового коллектива требует от руководителя как докладчика:

•      стремления пользоваться логически безупречной         аргументацией с доказательным воздействием на слушателей;

•      подробного     раскрытия причинно-следственных и условно следственных взаимосвязей;

•      умения следить за последовательностью изложения своих мыслей.

Цель убеждающей речи, с одной стороны, логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение, с другой — вызвать у слушателей те или иные чувства. Следовательно, в речах такого рода эмоциональный аспект нередко выходит на передний план. Вот почему здесь надо учитывать эмоциональную культуру слушателей, их восприимчивость.

READ  Профессиональное общение руководителя

В организации к убеждающей речи относятся следующие формы общения:

•      поздравительная речь;

•      торжественная речь;

•      напутственное слово.

Данная форма речи призвана вызывать у слушателей соответствующие чувства. Однако надо помнить, что эффект должен достигаться не путем эмоционального «перебора», то есть перенасыщенности передаваемой информации.

Для руководителя как для оратора в интересах обеспечения единства мысли и чувства важны следующие моменты:

•        при выражении радости, уважения, гордости, скорби и др. необходимо избегать излишней сентиментальности;

• манера изложения должна отвечать конкрет­ной ситуации, быть убедительной, но не навязчивой;

•        убедительность слова зависит от способностей психологически правильно «настроиться» на слушателей на основе их эмоционального отношения к предмету речи.

Голько таким образом можно создать творческую атмосферу и заставить сослуживцев размышлять о прошедшем, настоящем и будущем, что нередко необходимо в речевых ситуациях такого рода.

Вам может также понравиться...