ВФ МГИУ
КОНСУЛЬТАЦИИ О ПОСТУПЛЕНИИ

Применение в системе образование интернет-технологий

Введение в практику обучения интернет – технологий сегодня стало реальностью высшей школы. Однако, несмотря на широкое применение, эта система вызывает множество споров, которые ещё долго не утихнут, поскольку не выяснены до конца все аспекты
Понятно, что высшие учебные заведения, игнори­рующие необходимость развития и использования новых технологий обучения, обречены терять сту­дентов хотя бы потому, что предпочтительным яв­ляется учебное заведение, предоставляющее мак­симум технических возможностей обуче­ния, использующее в своей практике раз­ные формы передачи знаний.
Очевидными преимуществами использования интернет – технологий в системе высшего образования можно назвать:
-              Сутью любой формы образо­вания является передача знаний. Внедрение совре­менных инновационных технологий обучения (использование в учебном процессе персональных компьютеров, мультимедийного оборудования, компьютерных сетей) способствует развитию со­вершенно новых возможностей образования. Понятие «срок жизни информации» имеет в этой связи первостепенное значение. Те­лекоммуникационное обучение (то есть обучение через телекоммуникационные сети) и дистанци­онное образование помогают преодолеть пробле­му устаревания знаний.
-              Особен­ностью телекоммуникационного обучения являет­ся географическая отдаленность обучаемого от обу­чающего, их связь синхронной или асинхронной телекоммуникацией. Наиболее продвинутые технологии в дистанци­онном обучении, преодолевая недостатки тра­диционного обучения, широко используют та­кие методические средства, как анимация.
-              Обучение при помощи высоких технологий позволяет преодо­леть множество «дефицитов» современного обра­зования, например дефицит помещений.
-              Обучающийся получает возможность в соответствии со своими учебными и познаватель­ными интересами выбрать необходимую ему лек­цию или необходимые учебные материалы.
-              Преподаватели в свою очередь получают воз­можность профессионального роста, общаясь и обмениваясь в сети знаниями с коллегами, а также отслеживая эффективность тех или иных прие­мов обучения посредством телекоммуникацион­ных сетей.
-               Помимо вышеперечисленного, необхо­димо указать на такие результаты внедрения в об­разовательный процесс новых технологий, как расширение спектра предложений образователь­ных услуг, активизацию взаимодействия с другими универ­ситетами.
-              Система обучения становится более прозрачной. Преподаватель может использо­вать Интернет, чтобы сделать свои лекции доступ­ными для большого числа обучающихся. Провайдером лекций теоретически может стать любой университет. Обучающиеся в свою очередь могут выби­рать для себя лекции, согласуясь со своими собст­венными критериями отбора (качество, содержа­ние, цена и т.д.). Преимущества для студентов в этой связи состоят в возможности доступа к лек­ционному материалу без привязанности к месту и времени.
-              В системе дистанционного обучения ста­новится по-настоящему возможной реализация индивидуальных авторских образователь­ных программ, удовлетворяющих различным образовательным потреб­ностям и отвечающих требованиям, связан­ным с дальнейшим развитием карьеры вы­пускников и постоянно меняющимся рын­ком труда.
Однако «минусы», системы дистанционного обучения являются не менее весомыми, чем «плюсы», поэтому они также должны быть учтены.
Внедрение дистанционного обучения происходит параллельно с заменой старой системы учёта ауди­торных часов к часам общей трудоемкости при исчислении объема образовательных программ, т. е. к системе зачётных единиц. Часы общей трудоёмкости используются для нормирования всех видов трудозатрат на освоение дисциплины, в том числе и тех затрат времени, которые студент тратит на самостоятельное изучение предмета. Однако в отечественном высшем образо­вании нормативы самостоятельной работы всё ещё находятся в стадий становления.
В государственных образовательных стан­дартах установлено, что не меньше поло­вины рабочего времени, требующегося сту­дентам па освоение образовательной про­граммы, отводится на самостоятельную работу. Для студентов этот норматив стал не способом свободно планировать свой учебный процесс и более полно использовать все дополнительные информационные возможности, а лишь как ресурс дополнительно­го свободного времени, столь нужного им при совмещении учебы и работы (как пра­вило, вне вуза).
Для преподавателей этот норматив также во – многом остался непонятным, был воспринят в лучшем случае, как формальность, в худшем – как вредная инициатива. Поэтому преподаватели стремились сохранить прежние объемы аудиторной нагрузки, мотивируя свои дей­ствия тем, что принятое решение создаст угрозу качеству образования.
А значит нововведение, фактически, было отторгну­то участниками учебного процесса, а это привело в конечном итоге к потере качества образования, поскольку реальное количество времени, которое студенты уделяют процессу обучения,  уменьшилось.
Самостоятельная ра­бота студента приобретает сегодня особый вес в учебном процессе, поэтому требуется новая система организации учеб­ного процесса, изменение самого содержания самостоятельной работы студентов, и соответствующие изменения в методике преподавания. Более того, важно внести соот­ветствующие изменения, регламентирую­щие в создавшихся условиях формы и по­рядок занятости как студентов, так и пре­подавателей, попытаться решить проблему «управляемой» самостоятельной работы студентов.
До сих пор отсутствует четкое планирование всех видов учебной нагрузки. Каждый час самостоятельной ра­боты студента должен быть расписан: дол­жно быть указано, чем он будет занимать­ся и что будет контролироваться препода­вателем, то есть должен быть определен обоснованный объем учебной работы - ре­альное время, необходимое «типичному» студенту для выполнения всех видов его учебной деятельности.
-              Внедрение информационных технологий в систему высшего образования вызывает необходимость применять новые для российской системы образования формы проверки и оценки знаний – а именно  применение тестирования и рейтинговой оценки знаний.  Само прохождение теста пока не является способом объективной оценки уровня знаний студента, да и качество тестового материала нуждается в доработке, и примером тому является тестирование ФЕПО. Кроме того рейтинговая система оценки также вызывает много вопросов. К примеру, как оценивать студента, не ответившего на экзамене, если он имеет высокий рейтинг?
-              Сегодня наблюдается падение общего уровня культуры, неспособность многих студентов свободно выступать перед аудиторией, устно развёрнуто выражать свои мысли, для большинства студентов младших курсов становится проблемой написание конспектов и устный счёт. Между тем общеизвестно, что культура речи и культура мышления неразрывно связаны друг с другом. Хотя, разумеется, нельзя в полной мере эти недостатки приписывать повышенному общению студентов с компьютером, причиной данных проблем является и снижение уровня школьного образования.
-              Повсеместно наблюдается отсутствие желания и способности студентов к самостоятельной работе, которая является одной из главных составляющих учебной работы в вузе. Многие студенты не настроены самостоятельно выполнять задания, ценность знаний для них является гипотетической категорией, а положительная оценка за выполненное задание воспринимается как самоцель. В этой связи необходимо сказать о важности социальной работы в студенческой среде по повышению уровня сознательности и ответственного отношения к процессу обучения.
-              Социальное влияние и социальные последствия столь широкого применения информационных технологий в процессе обучения являются далеко не изученными. Поэтому нужна проверка не только технической, но и гуманитарной стороны новых технологий. Известно, что чем выше уро­вень наукоемкости технологии, тем труднее ее анализ. Критерии и методы такой проверки (экспертизы) также пока нуждаются в разработке.
Работа в Интернете, получение учебных мате­риалов через учебные порталы, посещение вирту­альных лекций, участие в работе виртуальных ра­бочих групп по реализации научно-исследователь­ского проекта - все это должно стать в идеале прак­тическим навыком каждого студента. Со своей сто­роны университеты должны обеспечивать студен­там техническую часть, то есть обеспечивать воз­можность практиковаться на высокоэффективных компьютерах, обеспечивать доступ к телекоммуни­кационному оборудованию и одновременно, обес­печивать содержательное наполнение учебных курсов на высоком научном и методическом уров­не. Развитие интернет – технологий в системе образования даёт более широкие возможности как для получения и усвоения знаний, так и для их передачи, для их хранения и быстрого обновления. Однако, внедрение этих технологий не должно быть безоговорочным, многие моменты требуют серьёзной доработки и осмысления.
Литература.
1.                Сальников Н., Бурухин В. Реформирование высшей школы: актуальное состояние и проблемы. Журнал «Высшее образование» (Научно – педагогический журнал Министерства образования и науки Российской Федерации) №8. М., 2008- с. 3
2.                Сенашенко В., Кузнецов В., Кузнецова В.Введение зачётных единиц – как – организационно – методическая проблема.  Журнал «Высшее образование» (Научно – педагогический журнал Министерства образования и науки Российской Федерации) №8. М., 2008- с.21
3.                Читалин Н., Чугунов А. Матухин Е. Проблема обновления содержания и технологий высшего технического образования.  Журнал «Высшее образование» (Научно – педагогический журнал Министерства образования и науки Российской Федерации) №7. М., 2008- с.30